на сайт факультета информатики ТГУ
на сайт Томского государственного университета
  


НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАТИКИ

     УЧЕБНЫЙ ПЛАН ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАТИКИ


ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ. ПРОГРАММЫ КУРСОВ
Для специальности 351500
Срок действия документа (учебные годы): начало - 2002 ; конец -

Код дисциплины: ГСЭ.В.07.
Психология и педагогика
Общий объем курса: 100 часов
Из них аудиторных: 66
Аудиторных часовпокурсамисеместрам
I
1

2
II
3

4
III
5

6
IV
7

8
V
9

10
Лекции
32
14
Семинары
Лаборат.
20
Самост.раб.
Отчетность
Лекции
зач
зач
Семинары
Лаборат.
Самост.раб.

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




                                      Утверждаю
                              Декан факультета информатики

                              « » 2005 г.




                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Педагогика и психология»











Рекомендовано методической комиссией
факультета информатики




Председатель методической
комиссии

« » 2005 г.




Томск - 2005 г.
I. Организационно-методический раздел
1. Освоение психолого-педагогических требований к построению компьютерных обучающих программ.
2. Изучение педагогических технологий, используемых для создания обучающих программ.
3. Умение написать компьютерную обучающую программу, удовлетворяющую заданным психолого-педагогическим требованиям.







II. Содержание курса
1. Темы и краткое содержание
Тема 1. Познавательные психические процессы
Восприятие – виды, характеристики (предметность, обобщенность, целостность, константность). Ограниченность человеческого восприятия. Внимание – виды внимания, основные характеристики, механизмы, условия возникновения. Качества внимания – направленность, объем, переключаемость, предметность. Управление вниманием. Память – виды памяти (образная, символическая). Формы памяти – кратковременная, промежуточная, модели организации долговременной памяти. Способы управления памятью. Мышление – формы мышления, мыслительные операции. Виды мышления. Особенности допонятийного мышления. Понятийное мышление: этапы мыслительного процесса.
Тема 2. Теории обучения
Психология как наука о поведении (возникновение и суть подхода). Программированное обучение – классическое (Скиннера), разветвленное (Краудера), гибкое (Стоунса). Поэтапное управление формированием умственных действий – обучение с использованием учебных карт с ориентировочной основой действия. Структура кадров обучающей программы. Формы организации ответа учащегося. Обучающие алгоритмы – научение “в целом” и “по частям”. Сравнительный анализ алгоритмов программированного обучения.
Тема 3. Учебное тестирование
Оценка научения – способы организации учебного тестирования. Тестируемые навыки. Разработка теста. Формы ввода ответа – “конструируемый” и “многоальтернативный выбор”. Классификация учебных заданий – тесты “на завершение”, “на соответствие”, тесты кратких ответов, психологически и логически зашумленные тесты и др. Валидность и надежность учебных тестов.

Тема 4. Функциональные характеристики обучающей программы
Общая функциональная схема обучающей программы. Блоки предъявления учебного материала, задания темпа продвижения по программе, организации ввода ответа учащегося и диалога с ним, сравнения с эталоном ответа, обеспечения навигации учащегося по обучающей программе, статистической обработки результатов учебного тестирования, адаптации к характеристикам работы отдельного учащегося. Психолого-педагогические требования к педагогическим программным инструментариям. Обучающие среды. Дидактическая игра и ее структура. Игровые обучающие программы (латентное научение).

Тема 5. Интеллектуальные обучающие системы
Общая схема интеллектуальной обучающей системы. Способы представления предметной области – фреймовые и продукционные системы, семантические сети. Модель обучаемого. Реализация обучающих алгоритмов. Примеры интеллектуальных обучающих систем – SCHOOLAR (система для обучения географии), LISPTUTOR (система для обучения программированию на алгоритмическом языке ЛИСП), GUIDON (система для обучения медицинской диагностике на основе экспертной системы MYCIN) и др.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
Психолого-педагогические концепции исследователей, работавших и работающих в направлениях теории и практики программированного обучения и учебного тестирования.
Создание фрагментов и законченных педагогических программных продуктов по самостоятельно выбранной или рекомендованной преподавателем учебной теме – “Таблица умножения”, “Правильные многоугольники”, “Семь чудес света”, “Списки и списковые структуры” и т.д.
Ш. Распределение часов курса по темам и видам работ

    №№ пп
Наименование тем
    Всего часов
Аудиторные занятия (час)
в том числе
Самостоятельная работа
лекциисеминарылабораторные занятия
1Познавательные психические процессы14122
2Теории обучения16124
3Учебное тестирование10424
4Функциональные характеристики обучающей программы366426
5Интеллектуальные обучающие системы1082
ИТОГО86421034
IV. Форма итогового контроля – зачет




V. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Рекомендуемая литература (основная)

        Стоунс Э. Психопедагогика – психологическая теория и практика обучения. – М.: Педагогика, 1984. – 470 с.

        Томас К., Дэвис Дж. И др. Перспективы программированного обучения. М.: Мир, 1966. – 247 с.

        Кручинин В.В. Разработка компьютерных учебных программ. – Томск.: изд-во Томского ун-та, 1998. – 211 с.

        Представление и использование знаний. Под ред. Х. Уэно, М. Исидзука. – М.: Мир, 1989. – 220 с.

        Нейлор К. Как построить свою экспертную систему. – М.: Энергоатомиздат, 1991.- 286 с.

        Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Изд-во МГУ, 1975. – 343 с.

        Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М.: Мир, 1989. – 222 с.


2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
        Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 560 с.

        Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. – 336 с.

        Возрастная и педагогическая психология. Под. Ред. Гамезо М.В. и др. М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

        Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. – 132 с.

        Левин Р. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта. М.: Финансы и статистика, 1990. – 239 с.

        Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. – 412 с.




Авторы (составители) Поддубная Т.Н. доцент кафедры прикладной информатики Томского государственного университета.
Copyright © 2010 Факультет информатики Томского государственного университета  
  Служба сервера