на сайт факультета информатики ТГУ
на сайт Томского государственного университета
  


НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАТИКИ

     УЧЕБНЫЙ ПЛАН ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАТИКИ


ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ. ПРОГРАММЫ КУРСОВ
Для специальности 351500
Срок действия документа (учебные годы): начало - 2002 ; конец -

Код дисциплины: ГСЭ.Р.04
Культурология
Общий объем курса: 88 часов
Из них аудиторных: 66
Аудиторных часовпокурсамисеместрам
I
1

2
II
3

4
III
5

6
IV
7

8
V
9

10
Лекции
34
32
Семинары
Лаборат.
Самост.раб.
Отчетность
Лекции
зач
зач
Семинары
Лаборат.
Самост.раб.

Часть 1. Деловая этика и этикет

Тема 1. Личность. Культура. Мораль. Этикет.

Занятие 1. Культура, цивилизация, мораль

      На пороге нового тысячелетия: характер современной эпохи. Феномен культуры. Культура как духовное и материальное богатство человека, призванное служить развитию творчески созидательных возможностей и способностей общества и личности. Культура и культурность. Мораль как ядро культуры, как социальный институт, способствующий очеловечиванию человека, гуманизации его мировосприятия и его преобразующей деятельности.
      Происхождение, сущность и функция морали.* Основные закономерности функционировании морали в обществе. Взаимодействие морали с другими социальными сферами. Нравственные абсолюты - общечеловеческие этические максимы. Нравственность как сущностный признак развития общества и человека.
      Человек, индивид, личность. Человек - существо моральное. Самопознание и самовоспитание как путь формирования нравственной культуры личности. Самопознание как исходный момент формирования нравственной культуры. Самооценка, ее виды и значение для самореализации. Формирование “Я - концепции”.
      Нравственная культура личности и ее структура (культура сознания и культура поведения). Моральное сознание: нравственные чувства, ценностные ориентации, качества личности. Достоинство и честь как комплексные подструктуры морального сознания, нравственные ориентиры. Совесть как один из важнейших интимно личностных регуляторов морального сознания. Долг** как нравственная высшая обязанность подчинения воли и поведения избранным моральным ценностям. Нравственная культура личности - в гармонии, диалектическом единстве всех нравственных чувств и качеств личности.
      Культура *и механизмы нравственного поведения. Поступок и его моральная оценка. Диалектика цели и средства, мотивов и последствий. Ценностная иерархия поступков. Ошибки поведения, пути их профилактики и преодоления. Моральный выбор как важнейший момент реализации нравственной сущности личности. Выбор поступка и выбор генеральной линии поведения. Конфликт (нравственный), мораль, компромисс. Моральная ответственность личности. Культура поведения - отражение действующей общественной морали, необходимая составляющая и условие нравственной культуры личности.
Занятие 2. Этика, мораль, культура, этикет.
      Этикет как оптимальная модель поведения. Этикет - составная часть общественного
      порядка и порядочности человека. Главное назначение кодекса внешней культуры - организация поведения людей в обществе, создание комфортности и эффективности общения в любой жизненной сфере, в том числе и в деловых отношениях. Этикет - приобретение культуры. Культура поведения и общения -реальность человеческой практики.
      * Для юристов и госслужащих обязательно вести раздел “Детерминизм. Свобода и ответственность личности за поведение”
      ** В разделе “профессиональная этика” возможно более широкое толкование профессионального долга представителей таких профессий как врач, педагог, психолог, соц. работник, тренер, государственный чиновник и т.д. Потребуется дополнительная
Тема 2. Деловая этика и её предмет

Занятие 1. Место деловой этики в системе знаний и морали

      Этика, общение, дело. Из истории деловой этики. Коммуникационная роль деловой этики. Нравственные ценности (честность, обязательность, порядочность...) в деловом мире. Высококультурная социальная среда и нравственные традиции. Народная мораль об отношении к труду, к работящим людям. Культура делового общения в современных рыночных отношениях.
      Честность и порядочность в деловом общении - основа деловых отношений. Модель нравственного облика делового человека. Вежливость, толерантность - основополагающие принципы деловых взаимоотношений. Тактичность и деликатность - инструменты делового общения. Справедливость, профессиональная честность и принципиальность, деловая обязательность - важные качества бизнесмена*.
      Этические основы предпринимательской деятельности.
      Деловая этика - совокупность нравственных принципов и норм, регулирующих процесс взаимосвязи и взаимодействие людей в сферах трудовой деятельности.
      Структура деловой этики: профессиональная и служебная этика, этика менеджмента и бизнеса.
Занятие 2. Профессиональная этика
      Специфические требования нравственности, связанные с особенностями определённой профессии (профессиональные честь, долг, гордость...). Самоуважение в связи с принадлежностью к определённой профессиональной группе (трудовая честь рабочего, долг врача, ответственность ученого и т.д.). Методы повышения престижа статуса профессии.
      Профессиональная этика" конкретного специалиста (юриста, ученого, врача, финансиста, госслужащего, педагога, военного и т.д.). Профессиональная солидарность. Корпоративная мораль. Профессиональные кодексы. Специфика нравственного аспекта в любой конкретной сфере профессиональной деятельности.
      * Бизнесмен - здесь и везде это слово обозначает “Человек Дела”, в широком смысле этого понятия.
      ** Требуется специальная детальная проработка подпрограммы “Профессиональная этика”
Профессиональная этика государственной службы
      Административные коллективы. Специфика положения гос. служащего (причастность к принятию государственных решений, наличие права и возможности выступать от имени государства, сочетание формально-процедурной регламентации его действий с возможностью принятия волевых субъективных решений, принадлежность к особой профессионально-статусной группе). Специфические черты морали и психологии гос. чиновника (чувство повышенной ответственности, перспективное мышление, стремление к анализу и учету последствий принимаемых решений - с одной стороны, с другой -деформации профессионального сознания (бюрократизм, дефекты моральных и политических ориентации...). Долг государственного служащего, его морально-личностные ориентиры. Внешний облик. Внутренняя и внешняя культура. Кодекс поведения.
Занятие 3. Служебная этика
      Система моральных требований, регулирующая служебные взаимоотношения людей (“горизонталь” и “вертикаль”). Структура служебной этики: культура межличностных отношений и управленческая этика.
Культура межличностных отношений в коллективе
      Отношения в сфере труда. Формальные и неформальные нормы поведения в коллективе. Неформальные группы внутри коллектива и неофициальные контакты. Традиции, привычки трудового коллектива. Стимулы хорошей работы. Работа не за страх, а за совесть. Производственные интересы. Ответственное отношение к работе. Коммуникативные принципы оптимизации служебных отношений, типы отношений в коллективе: авторитарность, демократичность, доброжелательность, взаимопомощь, терпимость, бюрократизм...
      Морально-психологический климат — устойчивое эмоционально-нравственное состояние коллектива, в котором отражаются настроения людей, общественное мнение, отношение друг к другу, к важнейшим материальным и духовным ценностям; дух коллектива. Дисциплина в коллективе. Заповеди общения в коллективе. Хорошие отношения между сослуживцами. Пунктуальность, деловитость, доброжелательность, готовность прийти на помощь, деликатность, приветливость, выдержка... - важные качества для каждого члена коллектива. Модель общения (“флотская”, “круглый стол”, “мозговой штурм” и т.д.). Террариум единомышленников.
      Конфликты. Природа их, типология. Способы и методы их преодоления. Коммуникативные просчеты в деловом общении. Отношения мужчин и женщин на службе. Галантные манеры на работе. Когда у мужчин начальник -женщина, и наоборот. Брать ли супругов и приятелей на фирму. Дружба на работе. Служебный роман. Обязанности мужчин по этикету. Денежные отношения (точность, честность, обязательность).
      Как уходить с работы. Смена места работы. Карьера на службе. Когда сослуживец становится начальником. Поиск работы и этикет. Первый визит на место будущей оаботы. Собеседование ппи поступлении на оаботу.
Занятие 4. Управленческая этика
      Структура модуля этика руководителя, административная этика, бюрократическая этика.
Этика руководителя
      Руководитель - должность или призвание. Руководитель - ключевая фигура. Имидж руководителя. Нравственные ориентиры. Психологические особенности и характеристики. Поведенческий кодекс лидера. Личностные качества начальника (способность согласовывать, решительность, оправданная уступчивость, требовательность к себе и другим, способность работать в стрессовой ситуации, умение преодолевать конфликты...). Общие черты хороших руководителей (интеллект, инициативность, уверенность в себе, высокий уровень притязаний...).
      Функции руководителя в трудовом коллективе. Три типа лидеров (автократ, демократ, либерал) и три стиля руководства, их достоинства и недостатки. Другие типы начальников (тиран, тютя, отец родной...). Реальная власть и авторитет. Слагаемые авторитета босса. “Короля играет окружение” -позиция подчиненных по отношению к шефу. Ясность отношений с подчиненными. Совершенствование стиля руководства. Критика и самокритика. Нарушение служебного этикета (недоверие сотрудникам, присвоение себе результатов работы коллектива, командование вместо убеждения...). Индивидуальные контакты руководителей с персоналом.
      Этапы профессионального роста руководителей. Этика популярности лидера. Ноу-хао умелого руководителя. Принятие управленческих решений. Руководитель как воспитатель. Профессионально-организаторские качества. Руководитель подбирает подчиненных. Искусство принимать на работу. Стимулирование инициативы работников.
      Беречь время. Планировать рабочий день. Уметь организовывать рабочее место. Прием посетителей (оперативно работать с посетителями).
Занятие 5. Административная этика или этика руководства
      Три формы управленческого общения: субординационная, служебно-товарищеская и дружеская. Их характеристики, особенности и действенность.
      Роль моральных факторов в управлении. Нравственное содержание управления. Стратегия руководства - управленческие принципы (дифференциация, равновесие, распорядительство, каждый на своем месте, инициативность...). Стратегический сценарий администрирования. Формирование целей - важная стратегическая характеристика делового общения. Принцип реализации целей.
      Пять способов управления (умение моделировать ситуацию, способность выявить необходимость изменений, способность разработать общую стратегию изменений, умение выбирать оптимальные пути и решения, способность воплотить стратегию в практику). Тактические задачи управления в коллективе и разработка подходов к их решению.
      Стили управления (директивный, коллегиальный, попустительский...). Типы подчиненных (сопротивленцы, конформисты, оппоненты, союзники и т.д.) - искусство управлять ими. Трудные шефы (боец, льстец, пессимист, всезнайка, заливо- медлительный, инттювеот. лентяй, незнайка и т.д.").
      Руководитель - подчинённый. Основы их отношений: взаимоуважение, взаимодоверие, взаимное обучение. Принципы оптимизации служебных отношений: отчетливо поставленные цели, компетентность, служебные консультации, здравый смысл, должностные инструкции, делегирование полномочий, устное распоряжение. Этика приказа и просьбы. Этика наказания и поощрения. Формулировка и тактика процедуры увольнения. Благодарность, похвала, комплимент в служебной установке.
      Методы коммутативно-управленческого влияния (распоряжение, договоры, угрозы, споры...).
      Коммуникационные связи с персоналом. Деловые заседания, собрания, совещания*.
      Индивидуальные контакты руководителей с персоналом, ...“трудиться в одной упряжке”, “разорвать дистанцию”, иллюзия создания “единой семьи”, искусство выпускания “социального пара” и т.п. - приёмы построений внешней демократичности отношений как основа и предмет истинно свободных и равноправных отношений.
      Техника человеческих отношений на предприятии. Индивидуальные беседы между руководителями и подчинёнными. Правила служебных бесед. Взаимная вежливость. Умение слышать и слушать.
      Аттестационные процедуры в коллективе. Критика, её справедливость и действенность, - как метод оздоровления отношений в коллективе.
Бюрократическая этика
      Антикультура деловых отношений -бюрократизм. Природа и истоки бюрократизма. Бюрократический централизм, бумагосочинительство, многоначалие, отписки, приписки, лицемерие -характерные черты и признаки бюрократизма. Методы воздействия на людей:
      сведение счетов, перестраховка, бездушие, формализм, искажение критериев оценки работников и их труда. Типы бюрократов (консерватор, волюнтарист, скрытые, открытые, любящие издеваться, садисты...). Психологические стереотипы бюрократического сознания: сознание функционера, бюрократическая корпоративная мораль и психология, доминирование консервативных, “охранительных” стереотипов, перенос атрибутов своей служебной роли на собственную персону (бюрократическое барство). Живучесть бюрократизма и приспособляемость.
      Как ослабить или победить бюрократизм (устранить условия его породившие, сделать труд малопривлекательным для карьеристов, использовать средства массовой информации, помочь перестроиться изнутри...).
Занятие 6. Этика бизнеса
      Структура модуля: бизнес, культура,мораль; этика в коммерции; этика предпринимателя и предпринимательства;этика рекламы и паблик рилейшнз.
Бизнес, культура, мораль
      Благородный бизнес. Из жизни предпринимательства в России. Роль человеческого фактора в бизнесе. Правила игры цивилизованного рынка. Этика взаимоотношений производителей - этика конкуренции. Этика риска.
      Моральные основы бизнеса. Моральные кодексы в бизнесе. Делайте бизнес красиво.
Этика предпринимателя и предпринимательства
      Имидж предпринимателя и фирмы. Дизайн офисов. Моральные требования к бизнесменам - важнейшие нравственные характеристики предпринимателей. Свобода предпринимательской деятельности. Культура речи бизнесмена. Типы бизнесменов: флюгер, простак, недотрога, зазнайка, философ, инопланетянин...
      Этические ценности предпринимательства (внимание к индивидуальности сотрудников, предоставление возможности для самораскрытия личности, создание атмосферы персональной ответственности...). Социальная ответственность предпринимательства (теория традиций корпорации, теория метакорпорациии и теория средней защиты). Охрана и защита окружающей среды - экологическая культура в бизнесе. Национальные традиции в бизнесе.
      Стратегия делового успеха. Рецепты, помогающие добиться делового успеха. Терпение - необходимое оружие делового человека. Как пережить успех. Заповеди бизнесмена - кодекс делового поведения. Профессиональная репутация бизнесмена. Черты, мешающие предпринимательству.
      “Выше всего Прибыль, но Честь - выше прибыли” - девиз русских купцов и современных предпринимателей.
Занятие 7. Этика в коммерции
      Прибыль и моральные стимулы.
      Клиент и его запросы - главное в бизнесе. Культура обслуживания и этикет взаимоотношений в системе “продавец - покупатель”. Культура сбыта. Этические стандарты маркетинга. Взаимоотношения конкурентов - на нравственную основу. Работа с персоналом в коммерческих структурах. Внимательность, вежливость, доброжелательность, приветливость - важнейшие требования торговли. “Потребитель всегда прав” — закон торговли. Высокий профессионализм и нравственная воспитанность.
Этика рекламы и паблик рилейшнз
      Значение рекламы для бизнеса. Принципы и общие правила ведения рекламной работы. Главные нравственные принципы рекламной деятельности (благопристойность, честность и правдивость). Этика рекламы. Реклама - информация, несущая в себе элемент новизны и истины. Реклама - двигатель и успех в любом деле. “Рекламный бандитизм”. Российский кодекс рекламной практики.
      Паблик рилейшнз (РК.) как вид рекламной деятельности, как искусство создания делового имиджа на основе правдивой и оперативной информации. Основные направления РК (общественное мнение, общественные отношения, производственные отношения, потребительские связи, исследования, статистика...). Нравственные основы РК. Цивилизованный подход к конкурентной борьбе. Нравственные проблемы в РЯ: цели и средства её достижения, правила ведения конкурентной борьбы и т.п. Деловое консультирование. Этика отношений с прессой. Стиль и оформление печатной продукции. Организация выставок, ярмарок, конференций и проблемы морали.
      Использование устной речи (микрофон, телефон, культура речи, деловая риторика ).
      Кодекс профессионального поведения и этики для сотрудников служб РК.
Тема 3. Этика делового общения

Занятие 1

      “Общение есть универсальное условие человеческого бытия” (К. Ясперс). Общение - игра по правилам. Нравственные, социально-психологические основы делового общения. Условия полноценного общения. Влияние личностных качеств партнёров на общение. Искусство вести беседу. Деловая риторика.** Умение слышать и слушать. Читать человека как книгу. Использование вербальных и невербальных средств для повышения делового статуса общения. Межнациональные различия невербального общения (как понимать иностранца без слов).
Деловой стиль общения
      Отношение к проблеме не зависит от отношения к оппоненту. Императивы делового обсуждения (поставьте себя на место оппонента, формулируйте цели делового общения в пределах их достижимости, предмет разногласий - отношение к проблеме, а не к партнёру, принципиальность должна основываться на принципиальных позициях...).
Деловые встречи
      Подготовка деловых встреч. Решение организационных вопросов: время, место, длительность мероприятия, формирование, количественный и качественный состав делегаций, оформление помещений, “дипломатия” рассадки гостей... Проработка основного содержания (анализ проблемы, формулирование общих подходов, целей, задач и собственной позиции, определение взаимных вариантов решений, подготовка предложений и аргументации, составление необходимых документов и материалов, их юридическая обоснованность). Предварительно знакомство с компаньонами, получение информации об их юридической, экономической и социально-нравственной состоятельности и благонадёжности. Сбор материалов - досье на предстоящих партнёров: тактичность и целесообразность.
Ведение деловых бесед
      Понятие “деловая беседа” (деловой разговор, служебное совещание, переговоры, торги и т.д.). Значение и функции деловых бесед. Пять принципов ведения беседы (привлечь внимание, заинтересовать, убедить, устранить сомнения, принять решения).
      Основные этапы. Подготовительные мероприятия. Начало беседы -важный момент. Приёмы достижения эффективности беседы (снятие напряженности, стимулирование игры, прямой подход...). Модели обсуждения (“круглый стол”, “мозговой штурм”, “командная игра”). Завершение беседы (задачи, обобщающий вывод, заключительный документ). Основные принципы успешного ведения беседы. Рекомендации к повышению эффективности бесед.
      * При выделении этого блока в самостоятельную программу, потребуется подпрограмма по "Деловой Риторике".
Занятие 2. Переговоры - это искусство
      Подготовка. Внимание -юридическим аспектам, деталям. Присутствие экспертов. Предварительное изучение предмета переговоров. Встреча гостей. Официальный приём — увертюра переговоров. Обстановка. Обмен сувенирами. Создание благоприятной атмосферы переговоров. Методы расположения партнёров к себе (внимание к партнёру, знание его имени и биографии, привычек и интересов...). Правила, способствующие успеху переговоров. Приёмы ведения переговоров (уклонение от борьбы, уход, затягивание, завышение требований, расстановка ложных акцентов в собственной позиции выдвижения требований в последнюю минуту...) и нравственная обоснованность их использования. Выслушивание партнёров. Техника и тактика аргументирования. Методы аргументации (противоречия, выводы, сравнения, “да - но”, куски, “бумеранг”, игнорирование, опрос, видимая поддержка, спекулятивные методы...).
      Формирование переговорного процесса, основные его элементы (рациональность, понимание, общение, достоверность, без менторского тона, взаимопринятие). Чистая конкретная правильная речь. Грамотное тактичное поведение. Вербальные и невербальные средства общения - распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам, позам, интонации, мимике, взглядам, манерам...
      Типы собеседников (позитивный, вздорный, болтун, всезнайка, хладнокровный, “важная птица”, почемучка, незаинтересованный и т.д.) и тактика общения с ними в ходе переговоров.
      Деловой стиль переговоров (фактологический, интуитивный, нормативный, аналитический). Достоинства и недостатки способов ведения переговоров (давление, компромисс, увертки, уступки, сотрудничество ...). Методы ведения переговоров (жесткий, мягкий, принципиальный).
      Этика и психология вопросно-ответного этапа переговоров. Парирование замечаний. Об умении задавать вопросы и отвечать на них. Как лучше высказывать свое мнение и .отвечать на замечания собеседника.
      Тактика принятия решения. Приёмы и способы ускорения принятия решений (прямое и косвенное ускорение). Четыре варианта косвенного ускорения (гипотетический подход, поэтапные решения, альтернативные решения, ключевые вопросы). Комбинация приемов. Типичные вопросы в завершении переговоров.
Многосторонние переговоры
      - сложная форма взаимодействия. Их разновидности (“третейский суд”, “делёж добычи”, “сеанс одновременной игры”...). Тактика многосторонних переговоров, их формы и процедурные порядки.
Торги
      - заключение юридической сделки. Из истории Римского права - о торгах. Результат торгов - сделка, специфическое соглашение. Торги - особая форма разрешения и урегулирования конфликта с помощью компромисса или наиболее выгодного для всех решения. Внутренняя природа торгов: “ты — мне, я - тебе”. Уступки - необходимая черта этой формы сотрудничества. Технология ведения торгов.
Занятие 3. Деловые совещания, собрания, заседания.
      Виды собраний (митинги, съезды, конференции, семинары, симпозиумы, брифинги, саммиты). Основное назначение совещаний и их формы. Классификация совещаний: по этико-организационным позициям (диктаторские, автократические, дискуссионные, свободные...); по тематике (административные, технические, кадровые, финансовые, технологические и проч.); по основной задаче (проблемные, конструктивные, оперативные или диспетчерские...).
      Как сделать эффективной работу собраний, конференций, семинаров. Подготовка совещаний. Количество и состав участников. Время, дата, продолжительность. Помещение, комфорт. Стратегия расстановки вопросов для обсуждения. Рассадка за столом. Подготовка выступлений. Соблюдения регламента и процедурных норм. Повестка дня. Протоколы. Председатель. Секретари. Выступления (начало и конец, глубина содержания, учет специфики аудитории). Видео и аудио-оформление заседания, забота об удобстве для участников встречи.
Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут.
      Обмен мнениями. Бесконфликтное общение - идеал делового общения. Профилактика конфликтов. Сущность конфликта и стратегия поведения в конфронтационной ситуации. Этапы разрешения конфликтов.
      Различные способы обоснования спорного положения, методы аргументации при возникновении противоречий. Методика, структура, композиция, механизм обмена мнениями. Заявление. Сообщение. Спор как способ отстаивания собственного мнения и опровержения мнения оппонента. Дискуссия как средство прояснения истинности каждого положения, выносимого на обсуждения. Полемика как борьба, конфликт мнений. Диспут -публичный спор на научную или важную общественную тему. Дебаты и прения как средство прояснения отношения участников обсуждения к общим тезисам выступления.
      Поиск истины в ходе обмена мнениями. Культура ведения спора. Уважительное отношение к чужому мнению, добросовестная интерпретация. Определенность позиций и взглядов полемистов. Употребление понятий, терминов. Речевая культура. Поведение спорщиков. Уважительное отношение друг к другу. Правила спора. Этика и логика дискуссии. Вопросы и ответы. Уловки в споре. Полемическому мастерству нужно учиться.
Тема 4. Деловой этикет

Занятие 1. Этикет - ядро культуры общения

      Этикет в культуре деловых отношениях. Этикет — идеал, образец коммуникативного поведения. Вежливость, тактичность, естественность, достоинство - основы делового этикета. Функции этикета.
      Этикет во все времена. Античность: начала этикета. Средневековый кодекс чести. Этикет нового времени: самоутверждение личности. История благородных манер в России - “Показания к житейскому обхождению”. Значение этикета, протокола, церемониала в XX веке.
      Современные принципы этикета. Дух, суть и смысл этикета в принципах гуманизма, целесообразности, эстетической привлекательности поведения, признание народных обычаев и традиций.
      Гуманизм: вежливость, такт и тактичность, корректность, учтивость, любезность, деликатность, скромность, точность, доброжелательность — основные понятия и конкретные требования современного этикета.
      Целесообразность этикета: возможность выбора и творчества в нестандартных ситуациях, нормы дипломатического (служебного) протокола, творческое применение правил “политеса” в конкретных обстоятельствах.
      Эстетическая привлекательность этикета: красота правит не только миром, но и поведением человека. Эстетика поведения и быта.
      Народные обычаи и традиции в этикета. Пословицы, поговорки, сказки, сказания и былины - отражение человеческой практики, народная мудрость как пример для подражания.
      Этикет и общение. Этикет и семиотика. Этикет и ценности. Этикет и ритуал. Этикет, церемониал, протокол.
      Основные законы этикета. “Рецепт нравственной чистоплотности” - в этике. Стиль и манеры. “Стиль - это человек” - Бюфон. Стиль как композиция свойств и особенностей поведения, проявляется в манерах. Манеры — устойчивые признаки, усвоенные и ставшие привычными особенности отношения к окружающим, формы общения, отдельные действия. Нравственное здоровье человека и общества зависит от добрых нравов и благородных манер. Манеры - мерило той социальной среды, которую представляет личность.
      Деловой этикет - базис для воспитания и самовоспитания. Шесть основных заповедей: делайте всё вовремя; не болтайте лишнего; будьте любезны, доброжелательны, приветливы; думайте о других, а не только о себе;
      одевайтесь как положено; говорите и пишите хорошим языком. (Д. Карнеги).
Занятие 2. Имиджелогия
      Достойный имидж - достояние нравственных людей. Формирование личного имиджа - путь к деловому успеху. Сила имидж-эффекта. Качества личного обаяния. Модели поведения и критерии их выбора для себя. Самоконтроль и самооценка.Точка опоры имиджа - формирования привлекательного облика личности. Методы фасцинации (словесное воздействие) и аттракции (визуально фиксированное эмоциональное отношение). Самопрезентация.
Ваш внешний вид - лицо фирмы
      Презентабельный внешний облик делового человека - первый шаг к успеху. Как надо одеваться на службе и как нельзя. Деловой костюм. Мода и деловая одежда. Деловой стиль. Цветовая гамма. Гармония и пропорция линий. Аксессуары. Украшения. Прическа. Макияж. Осанка. Походка, взгляд. Улыбка - “визитная карточка” бизнесмена. Мимика, интонации, жесты, позы, телодвижения. Элегантность манер. Речь -
Деловая женщина
      Женский бизнес в России. Типы деловых женщин (администратор, предприниматель, общительная, актриса и т.д.). Козыри деловой женщины: умение, трудолюбие плюс красота. Внешность “бизнес -вумен”. Манеры и стиль. Визит деловой дамы. Одежда для визита. Привлекательность, улыбка. Представление. Стул, осанка. Тон и стиль беседы. Паузы. Прощание. Чувство меры и времени. Курение. Женщина за рулем. Жена бизнесмена.
Имидж фирмы
      Контора - начало начал. Название фирмы, девиз, эмблема. Фирма - это стиль. Эргономика офисов, их дизайн. Служебный интерьер. Кабинет босса и кабинеты служащих. Приемная. Как правильно оборудовать рабочее помещение. Освещение. Цвет. Цветы. Обстановка. Что вешать на стены. Как справиться с беспорядком.
      Кредо фирмы. Логотип и девиз фирмы.
Занятие 3. Речевой этикет
      - синоним культуры общения,
      определенная технология ведения беседы, разговора, совещаний, переговоров, с одной стороны, с другой - нормы поведения, связанные с такими событиями как приветствие, знакомство, обращение, приглашение, извинение, благодарность, просьба, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, совет, соболезнование, деловая переписка, телефонный разговор...
Деловая переписка
      Ведение деловой переписки - целая дипломатия. Деловая корреспонденция - важное средство общения в деловом мире. Правильное юридическое оформление. Хороший язык. Однозначность смысла. Основные виды деловой корреспонденции (извещение, информация, отказ, предложение, напоминание, подтверждение...). Внешний вид делового послания - свидетельство солидности фирмы (бумага, конверт, фирменный бланк, компьютерный набор). Речевая культура делового письма: вежливые слова, обращение, язык, стиль. Нейтральность тона изложения. Точность словесных выражений смыслов. Отбор фактического материала. Доказательность. Четыре важных характеристики деловой переписки (мысль, внятность, грамотность, корректность).
      Благодарственное письмо. Письма - приглашения. Письма - поздравления. Телеграмма, телекс, телефакс, электронная почта.
      Сроки отправки деловых писем и ответа на входящую корреспонденцию. Регистрация входящих и исходящих документов и работа с ними.
      Деловая переписка с иностранными фирмами.
      Нравственные моменты разговора через переводчика.
      Парадоксы перевода. Личность переводчика. Свод правил при разговоре через посредника.
      Советы авторам и переводчикам деловых писем.
Искусство общения по телефону
      Телефон важнейший компонент имиджа фирмы. Три “кита” в умении общаться по телефону: установка на конструктивную и доброжелательную беседу, разговорные навыки, эмпатийный тон. Оптимальное время для телефонного звонка. Культура телефонного
      уважительность, благодарность...). Забота о собеседнике. Выражения, которых следует избегать, общаясь по телефону в деловой обстановке. Невербальные стимулы телефонной беседы (паузы, умолчание, интонация, быстрота реакций...). Нужный номер. Снимать или не снимать трубку. Кому первым отвечать на звонок. Первое слово. Приглашение к телефону. Справки об отсутствии. Телефонограмма. Дозванивание. Секретарь у телефона, его обязанности и возможности. Композиция телефонной беседы. Как вежливо закончить разговор. Если попали не туда. Нравственно-правовые аспекты общения по телефону (телефон с определителем номера, диктофон, автоответчик, таксофон). Телефонный звонок и посетитель. Чего не нужно делать при разговоре по телефону. Использование делового телефона для личных разговоров в служебное время.
Приветствие - акт дружелюбия
      Приветственный ритуал - в прошлом (русские и другие национальные обычаи). Слова приветствия. Кто здоровается первым. Обмен рукопожатиями. Поцелуй - проявление особого отношения (поцелуй руки, в щеку). Вставание как демонстрация почтения. Обнажить голову при встрече - знак проявления уважения. Если не успел поздороваться.
Прощание
      - завершение речевого общения. Сигналы “визит окончен”. Специфические функции прощания: следование этикету, акт, завершающий коммуникативный контакт. Обычаи прощания (пряник - разгоня..., “уйти по-английски” и т.д.). Ритуал прощания.
Знакомство. Представление
      Кого представляют первым. “Алгоритм” представления. Где и когда представление необходимо. Знакомство через посредников. Знакомимся сами. Поведение дамы при знакомстве.
Визитные карточки
      - атрибут делового человека. Виды визитных карточек (визитки, бэйджи, кувертные карточки...). Размеры, цвет, текст, украшения (виньетки, символы и под.). Обмен визитками по ранжиру. Порядок представления с помощью визиток. Сведения о партнерах по визиткам.
Обращение
      “Ты” или “Вы”. Титулы, звание, должность. Имена, отчества, фамилии. Этика узнавания и точного использования имени. Обращение к незнакомому человеку. Формы обращения (господин, сударь, товарищ...).
      Учет национальных особенностей. Обращение — важный психологический прием управления общением.
Комплимент. Поздравление
      Технология комплимента. Искусство и правила обмена любезностями.
      Форма выражения признательности. Уместность и своевременность. Корректная тональность поздравления - хороший стиль служебной субординации.
Занятие 4. Окказициональный этикет
      Правила поведения (демонстрация хороших манер) в конкретных обстоятельствах (на улице, в транспорте, на концерте, в командировке, в гостинице, приемы и визиты, подарки, праздничный этикет, культура застолья и т.д.).
      Герб. Значение символики Российского герба: орел, короны, крылья, знаки государственной власти, другие детали. Щит. Регалии.
      Флаг. Значение цветов на государственном флаге. История российских штандартов. Флаг, знамя, стяг, хоругвь. Как надо относиться к флагу.
      Гимн. Поведение при исполнении гимна и подъема флага. Ритуалы.
      Российские награды: 8 орденов, 9 медалей, 2 знака отличия.
      Томская государственная символика (герб, флаг) и традиции.
“Я” - в предлагаемых обстоятельствах
      На улице. В транспорте (рассадка в служебном транспорте). В музее. В библиотеке. В театре, на концерте классической музыки или на шоу-представлении. В магазине. В командировке, в гостинице. За границей. На вечере танцев, на дискотеке. На пикнике, в турпоходе, на природе.
      Печальные события. Похороны. Соблюдение традиций и обрядов. Участие сослуживцев. Распределение обязанностей. Венки. Цветы. Соболезнования. Погребальное шествие. Распорядок ритуала: близкие - слева, сослуживцы - справа; венок предприятия после венков родных. Прощальные слова. Траурные одежды. Письменные соболезнования. Записи в траурных книгах. Внимание и забота о родственниках.
      Поминки. Соблюдение национального ритуала и процедуры поминок. Ритуальная еда и порядок её употребления. Правила приличия в печальных обстоятельствах.
      В больнице. Время для посещения. Осторожность в разговорах. Учет диагноза при выборе продуктов для передачи. Цветы. Сострадательность.
Занятие 5. Официальные и неофициальные приемы, визиты, встречи
      Гости фирмы. Подготовительная работа: рекламная компания, заочное знакомство с партнерами, сбор материалов о вероятных партнерах, подготовка рекламных проспектов, буклетов, открыток. Разработка программы приема. Составление расходов на каждого гостя. Рассылка приглашений. Организация встречи официальных партнеров. Ознакомление с программой пребывания. Организация досуга гостей. Проводы гостей.
      Основные виды визитов (саммит, рабочие визиты, неофициальные, проездом, визит вежливости...).
      Официальный прием в кабинете начальника с угощением.
      Формы неофициальных приемов: бокал шампанского, фуршет, банкет. Виды приемов: мужской - завтрак, дамский - приглашение на чашечку чая, другие варианты (пикник, прием в саду или на теплоходе, вернисаж, матине, обед, ужин, коктейль). Отказ от приема. Место и время встречи. Состав приглашенных. Костюм для неторжественных случаев. Рассадка за столом. Застольные манеры.
      Завершение приема. Сигналы окончания застолья. Прощание гостей и хозяев.
      В кафе, ресторане. Соответствующие туалеты в зависимости от времени посещения. Обязанности мужчины. Джентльмен и дама: особенности поведения. Выбирает дама. заказывает мужчина. Изысканные манеры за
      Знакомство в ресторане. Обращение к соседям за соседним столиком. Общение с администратором и официантами. Курение за столом, в фойе. Оплата по счету. Чаевые. Покидая ресторан...
Праздничный этикет
      Развлечения и бизнес. Угощения и приемы в деловой сфере. Организация и порядок проведения. Протокол, этикет, церемониал. Демонстрация праздничных костюмов и благородных манер.
      Презентация. Извещение в прессе. Сценарий на 1,5 - 2 часа. Этика презентации (одежда, ритуал, гости, подношения, дизайн помещений). Визуальные технические средства (таблицы, слайды, фильмы, рекламные проспекты, диаграммы). Речи. Застольный ритуал (тосты, поздравления). Развлекательная программа.
      Юбилей. Процедура поздравлений. Организация торжеств. “Ассистенты” и их обязанности по приему и обслуживанию гостей. Поведение юбиляра и правила приличия для гостей.
Подарки
      - дар души, фимиам дружбы, символ уважения к человеку. В каких случаях делаются подарки. Как и когда следует делать подношения Как дарить и принимать подарки. Цена презента. Что и кому можно дарить.
      Подарки партнерам — культ. Процедура обмена сувенирами. “Дипломатия” в выборе подарков (национальные вкусы, субординация, повторный презент, упаковка). С подарком - в дом партнера. Тактичность при дарении и приеме подарков. Отказ от презента. Сувенир - секретарше. Подарки сослуживцам.
      Учет всех подношений партнерам. Памятные даты в жизни сотрудников -внимание и поздравления.
      Ритуал поднесения “подарков по договоренности”. Деньги - в подарок. Тактичность и деликатность при выборе подарка (особенно цветов, духов, книг).
Язык цветов и цвета
      Как дарить и принимать цветы. Цветы скорби. Цветы в больницу. Корзины цветов юбилярам. Цветы мужчине - с мужским именем и по поводу. Ритуальные букеты. Национальные традиции преподнесения цветов.
Занятие 6. Культура застолья
      Гостеприимство и хлебосольство. Беседа за столом. Здравицы, тосты, речи. Общие правила поведения. О кавалерах и дамах на пиру. Места за столом, подача блюд, сигарет, жидкостей. Как сидеть за столом (осанка, руки). Неприятности и промахи. Общая песня. О застольном невежестве.
      Сервировка стола. Скатерть, салфетки, столовые приборы, рюмки, карточки, цветы. Специи. Общие блюда. Порядок расстановки приборов и блюд.
      Как пользоваться столовыми приборами. Как держать нож и вилку. Предназначение столовых приборов. Специальные приборы.
      Культура еды. Что и как едят. Суп, бульон. Закуски. Мясные блюда, блюда из рыбы и дичи. Десерт. Торты, пирожные, бутерброды, пирожки и пироги. Пользование зубочисткой. Тонкие манеры и знание этикетных норм при поедании экзотических или национальных блюд.
      Этикет пития. Какие бокалы и рюмки - к чему. Самый крепкий напиток - в (алкогольные и безалкогольные). Первым тост говорит хозяин. К закускам — водка, горькие настойки; к первым блюдам - херес, портвейн, мадера; к рыбе -белые натуральные вина охлажденные; к мясу - натуральные красные, подогретые; к десерту - шампанское и десертные вина. “Пить с умеренностью” и красиво. Как отказаться от спиртного. Не доливать. Чокаться не модно. Тосты через 15 - 20 минут.
      Завершение застолья. Когда встал главный гость или хозяйка вечера... Взаимная галантность мужчин и дам. Расставание.
План-программа курса "деловая этика и этикет"
      Тема 1.Личность. Культура. Мораль. Этикет.
        -2 часа.
      Занятие 1.Культура, цивилизация, мораль.
        -1 час
      Занятие 2.Этика, мораль, культура.
        -1 час
      Тема 2. Деловая этика и её предмет.
        - 14 часов
      Занятие 1. Место деловой этики в системе знаний о морали.
        - 2 часа
      Занятие 2.Профессиональная этика. Этика государственной службы.
        - 2 часа
      Занятие 3.
      Служебная этика. Культура межличностных отношений.
        - 2 часа
      Занятие4Управленческая этика. Этика руководителя.
        - 2 часа
      Занятие 5.Административная этика. Бюрократическая этика.
        - 2 часа
      Занятие 6.Этика менеджмента. Этика бизнеса. Этика предпринимателя и предпринимательства.
        - 2 часа
      Занятие 7.Этика в коммерции.
      Этика рекламы и паблик рилейшнз.
        - 2 часа
      Тема 3. Этика делового общения.
        - 4 часа
      Занятие1. Общение. Деловые встречи. Деловые беседы.
        - 1 час
      Занятие2.Переговоры - это искусство.
        - 1 час
      Занятие3.Деловые совещания, собрания, заседания
        - 2 часа
      Тема 4.Деловой этикет
        - 20 часов
      Занятие 1.Этикет - ядро культуры общения.
        - 2 часа
      Занятие 2.Имиджелогия.
        - 4 часа
      Занятие 3. Речевой этикет.
        - 4 часа
      Занятие 4.Окказициональный этикет.
        - 4 часа
      Занятие 5.Официальные и неофициальные приемы, визиты, встречи.
        - 2 часа
      Занятие 6.Культура застолья.
        - 4 часа
        Итого: 40 часов

Библиография

      1. Аасамаа И. Как вести себя. - Таллин, 1979.
      2. Абчук В.А. Директорский “хлеб”. Занимательно об управлении. - Л., 1993.
      3. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. -Казань, 1993.
      4. Беззруких М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. - М., 1991.
      5. Биркенбил В. Язык, интонации, мимики, жесты. - С.-П., 1997.
      6. Блэйк Р., Моутон Д. Научные методы управления. - Киев, 1990.
      7. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое. - М., 1996.
      8. Браим И. Этика делового общения.—Минск, 1996.
      9. Бенедиктова А.И. О деловой этике и этикете. - М., 1991.
      10. Веселов В.П. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. - М., 1990.
      11. Волгин Б.Н. Помогите менеджеру . - М., 1976.
      12. Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. - М., 1976.
      13. Все об этикете. - Р/н/Д, 1995.
      14. Вудсток М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.
      15. Головин В. Азбука деловой этики.// Эхо планеты - 1991 - №46-47.
      16. Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак.-М., 1991.
      17. Дашков Л.П., Тютюкина Е.Б. Как преуспеть в бизнесе. - М., 1993.
      18. Деловая переписка с иностранными фирмами. - М., 1991.
      19. Деловой протокол и этикет. - М.. 1992.
      20. Дип С., Сеслин А. Верный путь к успеху. 1600 советов менеджерам. -М.,1995.
      21. Жизнь в свете, при дворе, дома. - С.-П., 1990.
      22. Загорская А.П., Петриченко П.Ф., Петриченко Н.Н. Письмовник для ведения деловой корреспонденции. - М., 1992.
      23. Зенович М. Этика предпринимательства// Торгово-промышленные ведомости. - 1992 - №1-3, 6.
      24. Зигерш В., Ланг Н. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
      25. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. - М.. 1991.
      26. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.. 1993.
      27. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. - М., 1995.
      28. Культура парламентской речи. - М., 1994.
      29. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха.-Р/н/Д, 1995.
      30. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993.
      31. Любимова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. - М., 1992.
      32. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1983.
      33. Можжевельников Б. В вашей фирме звонит телефон// Коммерческий 123
      34. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. - М., 1989.
      35. Немировская Л.З. Этико-деловые отношения. - М., 1991.
      36. Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. - М., 1989.
      37. Ниренбург Д., Калеро Г. Читать человека - как книгу. - М., 1990.
      38. Одежда для успеха// Секрет умелого руководителя. - М., 1991.
      39. Омаров А.М. Управление; искусство общения. — М., 1983.
      40. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. - М.,1992.
      41. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. - М., 1996.
      42. Парбо В. Лексикон хороших манер. - Таллин, 1991.
      43. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. - Нижний Новгород, 1992.
      44. Правила этикета. Краткий справочник. - М., 1992.
      45. Сафьянов В.И. Этика общения.//Новое в жизни, науке, технике. - М., 1991. №11.
      46. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач.- М.,1991.
      47. Секреты умелого руководителя. - М., 1991.
      48. Селюков Ф.Т. Административная этика.// Новое в жизни, науке, технике. - М., 1991.
      49. Сизинцев С.М. Набор технологий управления для менеджера. - М., 1991.
      50. Советский этикет. - Л., 1974.
      51. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: организация встреч, приемов, презентаций. - Минск, 1994.
      52. Тарасов В.К. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров.-Л..1989.
      53. Уткин Э.А. Профессия - менеджер. - М., 1992.
      54. Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или переговоры без поражения. - М., 1992.
      55. Холодова Т.И , Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. -М.,1994.
      56. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. - М., 1993.
      57. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994.
      58. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992.
      59. Шепель В.М. Управленческая этика. - М., 1989.
      60. Школа этикета. - Екатеринбург, 1994.
      61. Ягер Джен. Деловой этикет. - М., 1994.
      62. Якокка Я. Карьера менеджера. - М.. 1991.
Часть 2. История мировой культуры

Copyright © 2010 Факультет информатики Томского государственного университета  
  Служба сервера