на сайт факультета информатики ТГУ
на сайт Томского государственного университета
  


НАЧАЛО О ФАКУЛЬТЕТЕ ИСТОРИЯ В МЕМУАРАХ КАК Я УЧИЛСЯ ПРОГРАММИРОВАТЬ

     КАК Я УЧИЛСЯ ПРОГРАММИРОВАТЬ



По окончании 4-го курса РФФ в августе 1964 года я прибыл на производственную практику в СФТИ. Моим руководителем определили молодого доцента Г.А. Медведева . Доктор физ.-мат. наук, профессор, один из основоположников томской школы кибернетиков, основатель и первый декан ФПМК. В настоящее время живет и работает в Минске. Во время нашей первой встречи Медведев сказал, что я буду заниматься программированием на новейшей вычислительной машине, само название которой запрещалось упоминать в открытой печати, а расположение кнопок на пульте управления хранилось в спецчасти.
Это была машина М-20 с фантастической скоростью – 20 тысяч операций в секунду. Практически задание выглядело так. У Медведева уже несколько лет работал инженер-программист по фамилии Шерин, который все это время отлаживал программу, проводившую статистическое моделирование радиосистемы. Он постоянно ездил в командировки (своей машины в Томске тогда не было), но дело не двигалось. Шерин уверял, что программа в порядке, но неустойчивая работа магнитных лент не дает возможности пропустить контрольный пример. Сам Медведев программировать не умел и проверить исполнителя не мог. Однако, в конце концов, Медведев почувствовал неладное, выгнал Шерина и дал его работу начинающему практиканту, который еще не научился обманывать (и рассчитывать свои силы, к сожалению, тоже). Перед тем как закончить разговор, Медведев спросил меня, сколько времени требуется, чтобы разобраться в программе или составить новую. Начинающий практикант запросил один месяц. Шеф хмыкнул и удалился. Когда прошло два дня, я понял, что попал в ловушку. Оказалось, что программа не способна работать в принципе, и ленты совсем ни при чем. Нужно было начинать сначала, а в программе – 118 блоков (это я помню точно). И к тому же – никаких ассемблеров, никаких операционных систем, программирование в абсолютных адресах, и – интерпретирующая система ИС-2. Но слово есть слово, – отступать нельзя. Приходилось трудиться дни и ночи. Я с благодарностью вспоминаю моих первых учителей и консультантов по программированию: Люсю Егорову и Галю Рогову Егорова (урожденная Коробко) Людмила Яковлевна – одна из первых профессиональных программистов на ЭВМ М-20. В настоящее время старший преподаватель кафедры прикладной математики ФПМК.

Рогова Галина Васильевна – ведущий инженер-программист отдела кибернетики в 1960–70-е годы. Сейчас работает в Одессе. – их программы были для меня первыми наглядными пособиями. Учебников тогда не было, и программированию учились, подражая старшим: на моем дипломе, в свою очередь, выучились несколько поколений программистов на М-20. Кстати, в этом дипломе я между делом изобрел виртуальную память. Жаль, что не предложил тогда своих услуг фирме IBM! Однако вернемся к практике. Отпущенный месяц пролетел как один день, и в условленное время я отрапортовал шефу, что готов ехать в командировку отлаживать программу.

Меня отправили в Ленинград. О Ленинград! О Эрмитаж! Я так и не увидел в тот раз, как выглядит Ленинград днем. Я чувствовал себя ребенком, которого бросили в воду, чтобы он научился плавать. Первая программа, первое знакомство с машиной, таинственные ряды лампочек на пульте управления, первый АВОСТ. Аварийный останов ЭВМ. Машины первых поколений, встретив запрещенную операцию, например деление на нуль, останавливались, при этом на пульте управления загоралась специальная лампочка. , и все ночью, и посоветоваться не с кем. Время было жуткое, зато я "научился плавать", – за три недели программа была отлажена. А я... я заразился неизлечимой болезнью – программированием.

Ведь это действительно зараза: человек, который при составлении программы думает не только о том, что она считает, но и как она считает, для большой науки потерян навсегда – всю оставшуюся жизнь он будет, забыв о задаче, которая привела его к машине, стремиться к красоте и совершенству в программе. На дверях ВЦ нужно повесить табличку, которая украшает врата ада: "ОСТАВЬ НАДЕЖДУ, ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ!".

Copyright © 2010 Факультет информатики Томского государственного университета  
  Служба сервера