на сайт факультета информатики ТГУ
на сайт Томского государственного университета
  


НАЧАЛО БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

     БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС


Уроки американского опыта

Wed 12/01/2004


Стажировка Б.А. Гладких в США


Профессор факультета информатики Б.А. Гладких вернулся из 10-недельной поездки в США, которая проходила в рамках программы UASP (University Administration Support Program), организованной IREX (International Research and Exchanges Board - Американским Советом по международным исследованиям и обменам) за счет средств Carnegie Corporation of New York.
Группа состояла из 12 человек - представителей руководства вузов (проректоров, деканов факультетов, начальников служб) из России и Белорусии, выигравших грант на стажировку в американских университетах. После общего трехдневного ознакомительного семинара в Вашингтоне участники программы разъехались по принимающим университетам по всей стране - от штата Мэриленд на восточном побережье до Калифорнии. Далее каждый работал по индивидуальному плану, связанному с той или иной стороной вузовской жизни.


На фото: группа в Вашингтоне

Основной целью стажировки Б. А. Гладких было сравнительное изучение систем организации учебной работы в американских и российских университетах в контексте Болонского процесса. Объектом изучения являлись два вуза - один из крупнейших и старейших публичных университетов Ohio State University и более молодой University of Central Florida.


Университет штата Огайо был образован в мае 1878 года - одновременно с Томским государственны университетом




University of Central Florida

Основные выводы:
    1. Российская система высшего образования сделала первые шаги в сторону международных стандартов, однако различия еще достаточно велики. Болонский процесс будет для России непростым и достаточно длительным.
    2. Американская система управления учебным процессом в университете по-своему стройна и логична. Ее принципиальные особенности (платность обучения, акцент на самостоятельную работу студентов, многоуровневость, гибкость учебного плана, отсутствие академических групп, невозможность пересдачи экзаменов, неограниченность срока освоения образовательной программы, механизм кредитных часов и др.) сформировались в результате длительной эволюции и идеально подходят друг к другу.
    3. В связи с предыдущим представляется очень трудным, если не невозможным, вырвать из контекста какой-либо элемент этой системы и привить его в российских вузах. Например, простой пересчет общих часов в зачетные единицы из соотношения 32:1 без механизма накопления кредитных часов лишен всякого смысла, поэтому соответствующая инициатива министерства вызвала в целом неодобрительную реакцию вузовской общественности.
    4. Вместе с тем рассчитывать на мгновенный и революционный переход российской высшей школы на международные стандарты образования нереально. Неизбежно придется искать компромиссы, изменять существующую систему поблочно. При этом необходимо учитывать ограниченность материальных ресурсов российских университетов, которые несравнимы с американскими.
    5. Относительная академическая свобода, которая предоставлена отечественным вузам в условиях государственного регулирования, дает возможность реализовать некоторые идеи по приближению российской системы к международным стандартам на уровне отдельных вузов и даже факультетов. В частности, никто не запрещает вводить близкую к американской внутреннюю систему оценок, письменные экзамены с итоговой оценкой по совокупности факторов успеваемости (такая система называется в России рейтинговой), уменьшать число лекционных часов за счет увеличения объема самостоятельной работы студентов. Более того, эти, не традиционные для наших вузов, новации приветствуются министерством образования. Если хорошо выстроить учебный процесс, то, вероятно, можно отказаться и от пересдачи экзаменов, отправив на свалку российской университетской истории сами понятия «задолженность» и «неуспеваемость». По крайней мере, для студентов, обучающихся за плату, которых в наших вузах становится все больше.
    6. Одно из самых больших достижений американской системы управления вузом – наличие стабильной и детально проработанной нормативной базы. Любая административная – традиционная или компьютерная - система бессильна, когда деловые процедуры недоопределены или неоднозначны. Административный кодекс американского университета является хорошей моделью для разработки аналогичного документа в российском.
    7. Тотальная компьютеризация, которая имеет место в передовых американских университетах – неблизкая, но не несбыточная цель для передового российского вуза. С этой точки зрения представляют несомненный интерес те архитектурные и программно-технические решения, которые реализованы в административной автоматизированной информационной системе Университета штата Огайо. Эти решения, в частности, единая централизованная база университетского Регистра, принципы организации корпоративного сайта, вполне могут быть реализованы в российских условиях. Перенесенные на отечественную базу и соответствующим образом доработанные, они смогут сделать процесс перехода российских вузов на международные стандарты образования более быстрым и менее болезненным.

Полный текст отчета о стажировке размещен на сайте IREX http://www.irex.org/programs/uasp/CaseStudies/04/FGladkikh.pdf
Gladkikh Case Study 1-2.doc

Ссылки по теме:
Сайт российского представительства IREX http://www.irex.ru/
Статья Б.А. Гладких в газете "Alma Mater" http://www.almamater.tsu.ru/show_story.phtml?nom=2379&s=1667
Copyright © 2010 Факультет информатики Томского государственного университета  
  Служба сервера