НОВОСТИ ФАКУЛЬТЕТА ИНФОРМАТИКИ

Tue 06/06/2006


Проект Положения по организации учебного процесса на факультете информатики



    П р о е к т

    ПОЛОЖЕНИЕ

    по организации учебного процесса на факультете информатики

    Томского государственного университета


    1. Общие положения
    1.1. Назначение и область действия настоящего Положения
    1. Положение регулирует правила организации учебного процесса в ходе эксперимента по реализации основных направлений Болонского процесса, проводимого в соответствии с решением ученого совета ТГУ от 27 апреля 2005 г., протокол № 4, приказов ректора ТГУ от 24 июня 2005 г. № 450 «Об эксперименте по организации учебного процесса на факультете информатики в соответствии с направлениями Болонской декларации», от 11 июля 2005 г. № 521 «О введении расширенной шкалы оценки знаний на факультете информатики».
    2. Положение распространяется на студентов факультета информатики, обучающихся по основным образовательным программам подготовки бакалавров, начавшим обучение на факультете с 2006 / 2007 учебного года.
    3. Не охватываемые настоящим Положением отношения регулируются правилами организации учебного процесса, установленными локальными нормативными актами университета, принятыми в соответствии с его уставом.
    1.2. Основные термины
    Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины:

    основная образовательная программа – комплект документов, определяющий содержание подготовки бакалавра по направлению. Включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик;

    учебный план – план мероприятий основной образовательной программы по дисциплинам и периодам обучения (годам обучения, семестрам);

    академический ранг – состояние студента с точки зрения выполнения учебного плана.

    курс – контингент студентов с одинаковым академическим рангом (1 курс, 2 курс и т.д.);

    промежуточная аттестация – подведение итогов обучения по дисциплине;

    итоговая аттестация – комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта;

    академический консультант (тьютор) – сотрудник факультета, закрепленный за студентом и представляющий его академические интересы в университете, помогающий студенту в разработке собственной образовательной траектории, в составлении и корректировке индивидуальных семестровых учебных планов и во всех других вопросах, связанных с учебным процессом.

    2. Кредитная система
    2.1. Кредитные часы (зачетные единицы)
    1. Учебный процесс по основной образовательной программе ведется на основе учебных планов с использованием кредитной системы по типу ECTS (European Credit Transfer System).
    2. Согласно рекомендациям ECTS основной единицей трудоемкости всех видов учебной работы является кредитный час (синонимы – академический кредит, кредит, кредитный балл, зачетная единица; сокращение - КЧ). Трудоемкость каждой дисциплины в учебном плане оценивается целым числом кредитных часов. Полная нормативная трудоемкость основной образовательной программы при 4-летнем цикле обучения устанавливается в 240 кредитных часов.
    3. Вспомогательной единицей измерения трудоемкости учебной работы является академический час общей нагрузки, охватывающий все виды аудиторной и внеаудиторной работы, включая самостоятельную работу, подготовку и сдачу экзаменов, производственные и учебные практики, дипломирование и др.
    2.2. Принцип накопления кредитов
    Каждая освоенная дисциплина учебного плана увеличивает число кредитных часов, накопленных данным студентом с начала обучения. Критерием освоения дисциплины является положительная оценка при промежуточной аттестации по данной дисциплине (см. п. 6.6).

    2.3. Условия получения квалификации (степени) бакалавра
    Для успешного окончания обучения по основной образовательной программе и получения квалификации (степени) бакалавра студент обязан:

    а) освоить все обязательные дисциплины учебного плана (п. 3.2);
    б) накопить не менее 240 КЧ по обязательным дисциплинам и дисциплинам по выбору студента;
    в) успешно пройти итоговую аттестацию.
    3. Учебные планы
    3.1. Виды учебных планов
    1. Учебный процесс ведется в соответствии с учебными планами следующих видов:
    а) базовый учебный план, который является составной частью образовательной программы;
    б) курсовые рабочие учебные планы;
    в) индивидуальные рабочие учебные планы.
    2. Базовый учебный план на весь период обучения по конкретной основной образовательной программе разрабатывается факультетом на базе соответствующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждается ректором (проректором по учебной работе). Базовый учебный план содержит перечень дисциплин образовательной программы с указанием обязательности (п. 3.2), критичности (п. 3.3), дисциплин-предшественников (п.3.4), формы промежуточной аттестации (п. 6.3) и трудоемкости в кредитных часах. В базовом учебном плане могут не детализироваться дисциплины по выбору и факультативные дисциплины.
    3. Курсовые рабочие учебные планы на текущий учебный год содержат полный перечень всех читаемых для данного курса дисциплин. Они разрабатываются факультетом на основе базового учебного плана с учетом имеющихся материальных и кадровых ресурсов.
    4. Индивидуальные рабочие учебные планы на текущий учебный год составляются для студентов на основе рабочих учебных планов соответствующих курсов. Право обучаться по индивидуальному плану дает студенту возможность в определенных пределах корректировать свою образовательную траекторию.
    3.2. Классификация дисциплин
    1. Дисциплины учебного плана по направлению подготовки бакалавров подразделяются на:
    а) обязательные,
    б) дисциплины по выбору студента,
    в) факультативные.
    2. Обязательные дисциплины должны быть освоены всеми студентами, обучающимися по данному направлению. Перечень обязательных дисциплин базового учебного плана определяется:
    а) в части федерального компонента – Государственным образовательным стандартом по направлению;
    б) в части национально-регионального (вузовского) компонента – решением ученого совет факультета с учетом рекомендаций методического совета университета.
    3. Перечень дисциплин по выбору студента определяется решением ученого совета факультета. Студент вправе самостоятельно выбрать дисциплины для изучения при условии, что сумма кредитов за освоенные дисциплины по выбору будет не ниже установленной базовым учебным планом.
    4. Факультативные дисциплины не обязательны для изучения. По желанию студента кредиты за освоенные факультативные дисциплины учитываются в общей сумме накопленных кредитов, но не идут в зачет требований, установленных п. 2.3.б).
    3.3. Критические дисциплины
    Среди обязательных дисциплины выделяется категория критических. Критические дисциплины должны быть изучены всеми студентами соответствующего курса не позднее того периода обучения, в котором они указаны в базовом учебном плане.

    3.4. Предшествование дисциплин
    Для каждой дисциплины учебного плана указывается перечень предшественников (пререквизитов), т. е. дисциплин, которые должны быть предварительно изучены и знание которых необходимо для успешного освоения данной дисциплины. Перечень предшественников может быть пустым. По отношению к предшественнику данная дисциплина является преемником.

    3.5. Названия дисциплин
    1. Названия дисциплин федерального компонента в базовом учебном плане должны совпадать с официальным названиями, указанными в Государственном образовательном стандарте по данному направлению. В рабочих и индивидуальных учебных планах могут использоваться сокращенные и условные названия, а также аббревиатуры.
    2. В случае, если в базовых учебных планах по разным направлениям подготовки бакалавров имеются дисциплины, частично или полностью совпадающие по содержанию, но с различными официальными названиями, эти дисциплины или их разделы могут объединяться под обобщающими названиями, используемыми в рабочих и индивидуальных учебных планах.
    3. В официальных документах об образовании, выдаваемых университетом, названия дисциплин указываются в точном соответствии с базовым учебным планом.
    3.6. Порядок формирования и изменения индивидуального рабочего учебного плана студента
    1. Рабочий учебный план на предстоящий учебный год для каждого курса доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее 1 июня. В нем выделяется часть, являющаяся типовой для всех студентов данного курса.
    2. Предложения по формированию индивидуальных рабочих учебных планов делаются в терминах коррекции типовой части рабочего учебного плана данного курса, т. е. указывается, какие дисциплины следует исключить, а какие дисциплины следует включить дополнительно.
    3. Проедложения по формированию индивидуальных рабочих учебных планов на предстоящий учебный год должны быть поданы в срок до 1 июля. Если предложения от студента не поступили к установленному сроку, обучение студента осуществляется по типовой части рабочего учебного плана соответствующего курса.
    4. Предложения по формированию индивидуальных рабочих учебных планов делаются студентами лично путем подачи заявлений по установленной форме в деканат. При этом студент может воспользоваться помощью академических консультантов.
    5. Студент вправе внести изменения в индивидуальный рабочий учебный план на текущий семестр в течение двух недель с начала семестра. Порядок внесения изменений такой же, как и при подаче первичных предложений.
    3.7. Требования к индивидуальному рабочему учебному плану
    1. Дисциплина включается в индивидуальный рабочий учебный план при условии успешного освоения всех ее предшественников (п. 3.4).
    2. В обоснованных случаях декан может разрешить включить в индивидуальный рабочий учебный план на учебный период дисциплины, предшественники котрых были прослушаны в предыдущих учебных периодах, но кредиты по которым не были зачтены по уважительной причине (процедура условного допуска к дисциплине). Условный допуск разрешается не более чем к двум дисциплинам в семестре.
    3. Для студентов, обучающихся по бюджету, число кредитных часов в индивидуальном рабочем учебном плане на учебный год должно быть не менее 50, при этом должны быть включены или ранее освоены все дисциплины, которые являются критическими в планируемом учебном году для соответствующего курса.
    4. Для студентов, обучающихся на платной основе, число кредитных часов должно соответствовать условиям договора.
    5. Для студентов-инвалидов, беременных женщин, женщин, воспитывающих малолетних детей, либо в других подтвержденных документально особых случаях, могут допускаться отклонения от указанных требований. Соответствующее разрешение по заявлению студента дает декан факультета по согласованию с учебным управлением.
    4. График учебного процесса
    4.1. Календарный учебный график (учебно-производственный план)
    Учебный процесс осуществляется согласно календарным учебным графикам (учебно-производственным планам), составляемым деканатом для каждого курса в соответствии с требованиями базового учебного плана и типовым графиком учебного процесса в университете, утвержденным приказом ректора. Календарный учебный график имеет понедельную разбивку с привязкой к конкретным датам текущего учебного года.

    Календарный учебный график )учебно-производственный план) утверждается начальником учебного управления и является основанием для составления расписания занятий.

    4.2. Структура календарного учебного графика
    Учебный год состоит из двух учебных семестров (осеннего и весеннего), каждый продолжительностью 21 неделя. Каждый семестр делится на четыре четверти продолжительностью 5 недель, из которых 4 недели являются учебными, а одна – контрольной. По окончании четвертой четверти добавляется дополнительная контрольная (сессионная) неделя.

    Аудиторные занятия во время контрольных недель не планируются.

    4.3. Летний семестр
    Летний семестр продолжительностью 8 недель является необязательным для студентов и преподавателей. В течение летнего семестра на платной основе проводятся дополнительные репетиционные занятия для студентов, не выполнивших учебный план в течение осеннего и весеннего семестров, либо желающих освоить по свему усмотрению дополнительные курсы и зачесть дополнительные кредиты.

    Перечень дисциплин, выносимых на летний семестр, определяется деканатом, исходя из фактической потребности и возможности обеспечения учебного процесса.

    5. Учебный процесс в течение семестра
    5.1. Мероприятия учебного процесса
    Учебный процесс студента в течение семестра осуществляется в соответствии с его рабочим учебным планом и включает в себя мероприятия следующих видов:

    а) аудиторные занятия:
    - лекции,
    - практические (семинарские) занятия,
    - лабораторные работы;
    б) самостоятельная работа:
    - в аудиториях университета под контролем преподавателя,
    - в аудиториях университета без контроля преподавателя,
    - вне университета;
    в) консультации:
    - групповые,
    - индивидуальные;
    г) научно-практическая работа:
    - практики,
    - курсовые работы,
    - выпускная квалификационная работа;
    д) мероприятия текущего контроля знаний:
    - проверки и оценивания результатов выполнения домашних и аудиторных заданий,
    - тестирования,
    - контрольные работы,
    - коллоквиумы;

      е) промежуточная и итоговая аттестация

    5.2. Права и обязанности преподавателя по дисциплине
    1. Преподаватель по дисциплине имеет право:
    а) в пределах требований государственного стандарта самостоятельно подготовить программу дисциплины, список основной и дополнительной литературы, другие учебно-методические материалы,
    б) в соответствии с настоящим положением предложить график, форму и содержание мероприятий текущего контроля знаний и систему оценивания знаний,
    в) оценивать ход учебного процесса каждого студента по дисциплине,
    г) информировать деканат в случаях нарушений студентами своих обязанностей и неудовлетворительной текущей успеваемости,
    д) в случаях, оговоренных ниже (п. 5.4), прекратить процесс освоения дисциплины студентом с выставлением соответствующей оценки.
    2. Преподаватель по дисциплине обязан:
    а) подготовить и предоставить студентам до начала семестровых мероприятий по дисциплине следующую информацию (в виде электронных документов на сайте факультета и устно на первом аудиторном занятии по дисциплине в семестре):
    - программу дисциплины по всем видам занятий,
    - список основной и дополнительной литературы,
    - другие учебно-методические материалы,
    - информацию о графике (сроках), форме и содержании мероприятий текущего контроля знаний;
    - информацию о системе оценивания знаний, включая текущее оценивание и промежуточную аттестацию;
    - индивидуальные требования к учебному процессу и промежуточной аттестации студентов;
    б) провести все мероприятия по дисциплине, запланированные рабочим учебным планом студентов и своим индивидуальным планом, в точном соответствии с расписанием занятий на семестр;
    в) быть объективным при выставлении студентам оценок, придерживаться единых принципов и системы оценивания для всех студентов, совместно осваивающих дисциплину.
    5.3. Права и обязанности студента
    1. Студент имеет право:
    а) получить от преподавателя информацию по дисциплине, указанную в п. 5.2.2, а также свои оценки по мероприятиям текущего контроля знаний;
    б) обжаловать действия и решения преподавателя в случае, если он считает, что преподаватель лично по отношению к нему нарушает настоящее положение.
    2. Студент обязан:
    а) выполнить все мероприятия, предусмотренные преподавателем по дисциплине,
    б) выполнить все домашние и аудиторные задания преподавателя в указанный им срок,
    в) обеспечить надлежащее поведение в аудитории во время занятий и не являться помехой для нормального хода занятий,
    г) использовать во время контрольных мероприятий только источники информации, разрешенные преподавателем,
    д) в случае пропуска мероприятия по дисциплине по уважительной причине не позднее одной недели после того, как причина стала неактуальной, предоставить в деканат и преподавателю по дисциплине документ о причине отсутствия.
    5.4. Прекращение процесса освоения дисциплины студентом по инициативе преподавателя
    В случае неудовлетворительного отношения студента к освоению дисциплины преподаватель может прекратить этот процесс с выставлением следующих оценок:

    «Непосещение». Эта оценка используется для студентов, рабочим учебным планом которых предусмотрено посещение аудиторных занятий по дисциплине, но они по неуважительной причине пропустили существенную часть занятий и мероприятий текущего контроля знаний, что не позволит им полностью освоить материал дисциплины и удовлетворить ее требованиям. При выставлении такой оценки преподаватель должен указать дополнительную информацию (количество пропущенных занятий, контрольных точек, момент прекращения посещений занятий и т.д.). Для целей учета и вычисления среднего кредитного балла эта оценка трактуется как 2.

    «Исключение». Эта оценка используется для студентов за систематическую текущую неуспеваемость или грубые нарушения правил обучения в университете. При назначении такой оценки преподаватель должен указать дополнительную информацию (результаты контрольных точек, совершенный проступок и т.д.). Для целей учета и вычисления среднего кредитного балла эта оценка трактуется как 2.

    5.5. Прекращение процесса освоения дисциплины по инициативе студента
    1. В случае, когда студент выполнил удовлетворительно большую часть работы по курсу, но по уважительной причине не смог его завершить (часть требований курса осталась невыполненной) и прекратил освоение дисциплины по личной инициативе, преподаватель выставляет оценку «незавершение».
    2. Для получения этой оценки студент должен обратиться к преподавателю и предъявить ему документ о причине прекращения процесса освоения дисциплины.
    3. До окончательного подведения итогов за семестр или год, дисциплины с оценкой «незавершение» в подсчете среднего кредитного балла не учувствуют. Если в момент подведения итогов студент не завершил освоение дисциплины (не получил положительную оценку), оценка «незавершение» трактуется как 2.

    6. Контроль знаний
    6.1. Виды контроля знаний
    Применяются следующие виды контроля знаний студентов по каждой дисциплине:

    а) текущий контроль в форме проверок самостоятельных заданий, промежуточных тестов, контрольных работ, коллоквиумов и т. д. (см. п. 5.1.д), проводимых в ходе изучения дисциплины;
    б) промежуточная аттестация, проводимая по окончании изучения дисциплины.
    6.2. Текущий контроль
    1. Преподаватель, ведущий дисциплину, вправе самостоятельно устанавливать сроки и формы текущих контрольных мероприятий, которые он обязан разъяснить студентам в начале занятий по дисциплине.
    2. Текущие контрольные мероприятия проводятся, как правило, во время контрольных недель по расписанию, согласованному с деканатом.
    3. Система оценивания текущего контроля знаний устанавливается преподавателем, ведущим дисциплину, при этом он вправе учитывать посещаемость занятий и своевременность представления результатов самостоятельных заданий.
    4. Неучастие в текущем контрольном мероприятии в установленный срок без уважительной причины приравнивается к неудовлетворительной оценке.
    5. Если причина неучастия студента в текущем контрольном мероприятии является уважительной, прподаватель переносит данное мероприятие для этого студента на другое время.
    6. Форма регистрации результатов текущего контроля устанавливается преподавателем, ведущим дисциплину. Если занятия по дисциплине ведутся одновременно несколькими преподавателями, координацию текущего контроля осуществляет лектор либо иной назначенный кафедрой координатор дисциплины.
    6.3. Формы и документы промежуточной аттестации
    1. Промежуточная аттестация может проводиться в форме зачета или экзамена. Формы промежуточной аттестации по дисциплинам устанавливаются рабочим учебным планом.
    2. Результаты промежуточной аттестации заносятся преподавателем в экзаменационную (зачетную) ведомость или экзаменационный лист и зачетную книжку студента.
    6.4. Зачеты
    1. Промежуточная аттестация в форме зачета производится, как правило, на основании текущего контроля знаний. В сомнительных случаях преподаватель вправе назначить дополнительное контрольное мероприятие: тестирование, собеседование и т. п.
    2. Оценка при промежуточной аттестации в форме зачета производится, как правило, в дифференцированной форме в расширенной шкале оценок (п. 6.6). Перечень дисциплин, по которым устанавливается недифференцированная оценка («зачтено» – «незачтено») утверждается ученым советом факультета.
    6.5. Экзамены
    1. Промежуточная аттестация в форме экзамена сопровождается заключительным теоретическим экзаменом по дисциплине. Преподаватель вправе освободить особо успевающих студентов от заключительного экзамена и выставить оценку по дисциплине на основании текущего контроля знаний.
    2. Студент допускается к заключительному теоретическому экзамену по дисциплине при наличии положительных результатов текущего контроля.
    3. Заключительный теоретический экзамен по дисциплине может проводиться в устной и письменной форме с экзаменационными билетами или без них, а также в форме компьютерного тестирования или собеседования. Преподаватель вправе выбрать форму проведения экзамена по своему усмотрению.
    4. Оценка по дисциплине при промежуточной аттестации в форме экзамена складывается из оценки ответов в ходе заключительного теоретического экзамена и оценок текущего контроля знаний. Относительные веса этих составляющих устанавливаются преподавателем, который обязан разъяснить правила выставления оценок перед началом изучения дисциплины.
    5. Оценка по дисциплине при промежуточной аттестации в форме экзамена производится в дифференцированной форме в расширенной шкале оценок.
    6. В случае неявки на заключительный теоретический экзамен преподаватель производит в экзаменационной ведомости запись «неявка». Повторная промежуточная аттестация происходит в порядке, установленном п. 6.7.
    6.6. Расширенная шкала оценок успеваемости
    1. Устанавливается следующая расширенная шкала оценок успеваемости.
    Символ. оценка
    Форма записи
    Численное значение
    Критерий оценивания
    Перевод в ECTS
    Перевод в традицион-ную шкалу
    5+
    Отл-плюс
    5,3
    Выдающийся уровень знаний, превышающий объем обязательного материала, с творческим подходом к дисциплине
    A
    Отлично
    5
    Отлично
    5,0
    Отличный уровень знаний в пределах обязательного материала, возможно, с некоторыми погрешностями
    B
    5-
    Отл-минус
    4,7
    4+
    Хор-плюс
    4,3
    Обычный хороший уровень знаний с заметными ошибками
    С
    Хорошо
    4
    Хорошо
    4,0
    4-
    Хор-минус
    3,7
    3+
    Уд-плюс
    3,3
    Уровень знаний ниже среднего, с существенными ошибками
    D
    Удовлетво-
    рительно
    3
    Удовл.
    3,0
    3-
    Уд-минус
    2,7
    Минимально возможный допустимый уровень знаний
    E
    2+
    Неуд-плюс
    Неудовлетворительный уровень знаний, но с возможностью повторной пересдачи экзамена
    FX
    Неудовле-творительно
    2
    Неудовл.
    Неудовлетворительный уровень знаний, требуется повторное изучение дисциплины
    F
    2. Отрицательными оценками считаются «2», «2+», а также «непосещение» и «исключение» (п. 5.4.), «незачтено» (п. 6.4.2.), «неявка» (п. 6.5.6.); остальные оценки считаются положительными.
    3. Оценки в расширенной шкале выставляются преподавателем в зачетную книжку и экзаменационную (зачетную) ведомость или экзаменационный лист, отрицательные оценки в зачетную книжку не выставляются.
    4. Оценки в расширенной шкале используются при вычислении среднего кредитного балла (п. 7.8), решении вопросов о предоставлении льгот и преимуществ, в том числе назначения стипендии и переводе с платного на бесплатное обучение, а также для перевода оценок в шкалу ECTS при выдаче приложений к диплому общеевропейского образца.
    5. Для формирования статистической отчетности об успеваемости, решения вопросов о назначении стипендии, при выдаче приложений к диплому российского образца, а также при решении других вопросов, зависящих от традиционной трактовки успеваемости, используется перевод оценок из расширенной шкалы в традиционную.
    6. Для обеспечения сопоставимости оценок в международном масштабе, в шкале ECTS устанавливается рекомендованное распределение положительных оценок: A – 10%, B – 25%, C – 30%, D – 25%, E – 10%. Эта рекомендация носит обобщенный методический характер и не должна рассматриваться как норма для конкретной аттестационной процедуры.
    7. В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 25.03.03 № 1155, результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются традиционными оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
    6.7. Повторная промежуточная аттестация при отрицательной оценке
    1. Повторная промежуточная аттестация без повторного изучения дисциплины допускается в случае, если ранее была получена неудовлетворительная оценка «2+» либо в случае неявки на экзамен.
    2. Повторная промежуточная аттестация в форме зачета может проводиться в виде дополнительного контрольного мероприятия (п. 5.1.д) по усмотрению преподавателя.
    3. Повторная промежуточная аттестация в форме экзамена производится путем сдачи заключительного теоретического экзамена.
    4. Время и условия повторной промежуточной аттестации согласовываются с преподавателем в индивидуальном порядке.
    5. Повторная промежуточная аттестация по дисциплине допускается только один раз.
    6.8. Повторная промежуточная аттестация при положительной оценке
    1. Повторная промежуточная аттестация при положительной оценке допускается в исключительных случаях при предварительном согласии преподавателя, подтвержденном его подписью на экзаменационном листе.
    2. Повторная промежуточная аттестация при положительной оценке допускается только один раз и не позднее семестра, следующего за тем, когда изучалась данная дисциплина.
    3. Окончательной оценкой по дисциплине считается последняя, но не ниже «3-».
    6.9. Апелляции
    1. При несогласии студента с оценкой по дисциплине он вправе подать апелляцию заведующему кафедрой, на которой работает преподаватель, ведущий данную дисциплину.
    2. Для рассмотрения апелляции заведующий кафедрой письменным распоряжением назначает комиссию не менее чем из трех человек, в том числе:
    а) преподаватель, ведущий дисциплину;
    б) второй преподаватель – специалист в данной отрасли знаний;
    в) представитель деканата.
    3. Апелляционная комиссия рассматривает материалы текущего контроля и предыдущей промежуточной аттестации и при необходимости проводит новую промежуточную аттестацию. Решение апелляционной комиссии является окончательным.
    7. Подведение итогов семестра и учебного года
    7.1. Сроки подведения итогов
    1. Подведение итогов обучения студента за прошедший семестр производится во вторник первой недели, следующей за окончанием семестра.
    2. Подведение итогов обучения студента за учебный год производится во вторник первой недели, следующей за окончанием весеннего семестра.
    3. При наличии у студента уважительных причин, подтвержденных документально, срок подведения итогов за семестр для него может быть продлен приказом ректора (традиционная формулировка – «продление сессии»), но не более чем до 1 марта за осенний семестр и до 1 октября – за весенний.
    7.2. Академическая задолженность
    Академическая задолженность по дисциплине, включенной в индивидуальный рабочий учебный план студента, возникает в случае, если к моменту подведения итогов за семестр по ней не получены кредиты (не получена удовлетворительная оценка).

    7.3. Подведение итогов семестра
    1. Подведение итогов семестра заключается в подсчете набранных кредитных часов, вычислении среднего кредитного балла (п. 7.8), определении академической задолженности и установлении права продолжать обучение в следующем семестре на бюджетной или платной основе.
    2. Бюджетный студент получает безусловное право продолжать учиться на бюджетной основе в следующем семестре, если к моменту подведения итогов выполняются одновременно следующие условия:
    а) число набранных кредитных часов за семестр не менее 20;
    б) отсутствует академическая задолженность по критическим дисциплинам.
    3. Бюджетный студент получает право продолжать учиться на бюджетной основе при условии ликвидации академической задолженности по критическим дисциплинам (п. 7.4) при одновременном выполнении следующих условий:
    а) число набранных кредитных часов за семестр не менее 20;
    б) имеется академическая задолженность по одной или двум критическим дисциплинам.
    4. Бюджетный студент отчисляется из университета, при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
    а) число набранных кредитных часов за семестр менее 20;
    б) имеется академическая задолженность по трем или более критическим дисциплинам.
    5. Платный студент имеет право продолжать обучение в соответствии с условиями договора либо участвовать в конкурсе на право обучаться на бюджетной основе (п.6.8)
    7.4. Ликвидация академической задолженности
    1. Сроки и способы ликвидации академической задолженности, возникшей по уважительной причине, согласовываются с преподавателем и деканатом, они становятся составной частью индивидуального рабочего плана студента на следующий семестр (год).
    2. Академическая задолженность по дисциплинам, образовавшаяся по неуважительной причине, должна быть ликвидирована в следующие сроки:
    3. для бюджетных студентов – в течение первых двух недель с начала следующего семестра;
    4. для платных студентов – до 1 октября за весенний семестр и до 1 марта – за осенний семестр;
    5. Ликвидация академической задолженности производится в форме повторной промежуточной аттестации без повторного изучения дисциплины (п. 6.7).
    6. График ликвидации задолженности по дисциплине составляется преподавателем и согласовывается с деканатом. Ликвидация академической задолженности не требует оплаты.
    7.5. Последствия в случае неликвидации академической задолженности
    1. Бюджетный студент, не ликвидировавший академическую задолженность по критической дисциплине в установленный срок, отчисляется из университета.
    2. Бюджетный студент, не ликвидировавший академическую задолженность по некритическим дисциплинам в установленный срок, имеет право на повторное изучение этих дисциплин в более поздний период на платной основе.
    3. Платный студент, не ликвидировавший академическую задолженность по любым дисциплинам в установленный срок, имеет право пройти повторное изучение этих дисциплин в более поздний период на платной основе.
    7.6. Повторное изучение дисциплины
    1. Повторное изучение дисциплины в случае, когда академическая задолженность возникла по неуважительной причине и не ликвидирована в установленный срок, является дополнительной платной образовательной услугой в виде репетиторства, предусмотренной п. 3.9 устава ТГУ, она включает в себя все мероприятия учебного процесса согласно программе изучения дисциплины.
    2. Стоимость повторного изучения дисциплины определяется, исходя из числа кредитных часов, отведенных на дисциплину и утвержденной стоимости одного кредитного часа.
    7.7. Подведение итогов учебного года. Академический ранг
    1. Учебный год считается завершенным и студент повышает академический ранг (в традиционной формулировке – переводится на следующий курс), если он получил кредиты по всем критическим дисциплинам за прошедшие периоды обучения и общее число набранных кредитов составляет:
    а) для студентов 1 курса – 50 КЧ;
    б) для студентов 2 курса – 110 КЧ;
    в) для студентов 3 курса ­– 170 КЧ.
    2. Бюджетный студент, не выполнивший условия части 1 настоящего пункта подлежит отчислению из университета.
    7.8. Средний кредитный балл
    1. Средний кредитный балл (СКБ) является универсальной комплексной оценкой знаний студента, полученных по образовательной программе за любой из прошлых периодов (семестр, год, все время обучения).
    2. Средний кредитный балл применяется при решении вопросов, требующих ранжирования студентов (в том числе имеющих различные академические ранги) по уровню их знаний.
    3. Средний кредитный балл вычисляется по следующей формуле:


    ,

    где:

    КЧi – трудоемкость i-ой дисциплины в кредитных часах;

    Oi – численное значение итоговой оценки, полученной за i-ую дисциплину.

    Суммирование осуществляется по всем дисциплинам, удовлетворяющим следующим условиям:

    – она является обязательной дисциплиной или дисциплиной по выбору студента, предусмотренной образовательной программой;

    – она входила в рабочий учебный план студента и фигурировала при подведении итогов в учетном периоде;

    – по ней применялась расширенная шкала оценок.

    7.9. Условия проведения конкурса на право обучаться на бюджетной основе
    1. Число вакантных бюджетных мест рассчитывается для каждого курса по итогам учебного года.
    2. Платные студенты допускаются к участию в конкурсе при отсутствии академической задолженности и наличии соответствующего академического ранга.
    3. На вакантные бюджетные места переводятся платные студенты, имеющие наивысший средний кредитный балл (СКБ) за все предыдущие учебные периоды.


Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, корп.2, ауд.101
тел. (3822) 52-94-96
e-mail: ssp@inf.tsu.ru